Денежно-кредитная политика государства (Монетарная политика) (Monetary policy) – это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП.
Цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивой денежной системы, национальной валюты.
При этом используется три основных инструмента:
Рынок государственных ценных бумаг начал формироваться в Российской Федерации с 1993 года и к осени 1998 года был представлен государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), облигациями федерального займа (ОФЗ), облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Проценты по ним выплачиваются из федерального бюджета, а для погашения ранее выпущенных облигаций (в основном ГКО - ОФЗ) необходимо было эмитировать все новые выпуски (транши).
Размещение новых траншей встречало все большие трудности. Для решения этой задачи повышалась доходность государственных ценных бумаг и привлекались на данный рынок нерезиденты. При этом основная масса ГКО-ОФЗ находилась в портфелях Центробанка и Сбербанка.
К августу 1998 года доходность этих облигаций достигла 170 % годовых. Разрастание пирамиды государственных облигаций отвлекало деньги от реального сектора экономики, так как операции с ними давали баснословную, ни с чем не сопоставимую прибыль.
Сомнения в возможности государства поддерживать данный рынок увеличили атаки на рубль, что, в конечном итоге, привело к сокращению валютных резервов Банка России, к падению курса рубля, к острейшему бюджетному кризису. 17 августа 1998 года пирамида ГКО-ОФЗ рухнула. Значительная часть этих облигаций, принадлежащих преимущественно ЦБ РФ и Сбербанку, была переоформлена в долговые обязательства государства с минимальным доходом и со сроком погашения во втором десятилетии XXI века.
Облигации, принадлежавшие частным лицам, были погашены на сумму 150 млрд. руб. в 1999 году. В феврале 2000 года правительство вновь прибегло к выпуску ГКО с трехмесячным сроком погашения с доходностью примерно 20% годовых.
Денежно-кредитная политика может быть жесткой, когда денежная масса поддерживается на определенном уровне, и гибкой, когда государство стремится поддерживать на определенном уровне ставку процента. Но Центробанк не может одновременно фиксировать и денежную массу, и ставку процента. Так, при увеличении спроса на деньги, стремясь "удержать" денежную массу на определенном уровне, он вынужден будет согласиться на повышение процентной ставки (рис. 1), а для недопущения роста процентной ставки вынужден будет увеличить предложение денег (рис. 2).
На практике государство чаще будет сочетать эти две цели денежно-кредитной политики, так как последовательно жесткая политика приведет к увеличению процентной ставки, к удорожанию кредита, к сокращению совокупного спроса и совокупного предложения. На рис. 3 показан вариант относительно гибкой денежно-кредитной политики. Во всех этих случаях речь идет о реальном денежном предложении:
Денежно-кредитная политика государства тесно связана с фискальной и внешнеэкономической политикой. Она должна учитывать и взаимосвязь основных макроэкономических переменных (денежной массы, ставки процента, совокупного спроса, объема выпуска), и ожидания инвесторов и населения (покупателей), и степень доверия резидентов и нерезидентов к действиям правительства.
Эффективность денежно-кредитной политики зависит и от степени независимости Центробанка как ветви власти, и от квалификации, искусства его руководства. Как правило, политика устойчивости цен и валютного курса несовместима с мягкой фискальной политикой и с политикой фиксированного обменного курса, когда внутренняя денежная политика будет зависеть от притока и оттока иностранной валюты в страну.
Государственные закупки (Breakeven position imperfect competition) – это покупка центральным правительством, региональными или местными органами власти товаров и услуг.
Все государственные закупки рассматриваются в национальных счетах как издержки. Как товары, так и услуги (причем услуги, которые носят характер факторов производства, например покупка рабочей силы) рассматриваются как потребляемые в самом процессе покупки. Нет возможности оценить добавленную стоимость, которую создает правительство, поскольку образование, оборона и т.п. услуги представляются населению бесплатно, а не продаются. Трансфертные платежи не включаются в расчеты ВВП по методу расходов, поскольку не являются покупками вновь произведенных конечных товаров и услуг.
Гиперинфляция (Hyperinflation) – это инфляция с очень высокими темпами роста цен (обычно считается свыше 900% в год).
Гиперинфляция возникает в результате постоянного увеличения предложения денег, появляющееся тогда, когда правительство страны чрезмерно увлекается печатанием денег, вместо того, чтобы собирать налоги, для финансирования деятельности правительства. Именно высокие государственные расходы, для покрытия которых правительство прибегает к эмиссии, являются одной из основных причин высокого темпа роста цен. Незаметно создается порочный круг, требующий все большего количества денег.
Галопирующая инфляция (Galloping inflation) – это инфляция, цены при которой ежегодно удваиваются или даже утраиваются и является нечто средним между умеренной инфляцией и гиперинфляцией.
Однозначных параметров галопирующей инфляции в практике нет. Все зависит от конкретной страны, ее уровня развития, типа экономической системы и т.д. Обычно наличие гиперинфляции признается, когда рост цен составляет 10-100% в год, встречаются и другие интервалы: 20-100%, 10-50%. Американский экономист П. Самуэльсон ограничил галопирующую инфляцию ростом цен в 200% в год.
Антиинфляционные меры (Anti-inflationary measures) – это совокупность мероприятий, проводимых правительством, направленных на обуздание темпов инфляции.
Меры антиинфляционной политики
Антиинфляционные меры, которые выступают в двух основных формах: