Инструменты макроэкономической политики (Macroeconomic policy instruments) – это рычаги, позволяющие обществу через воздействие на макроэкономический механизм поддерживать стабильный уровень цен, стабильный рост национального объема производства, высокий уровень занятости и баланс внешнеэкономической деятельности.
Совершенная конкуренция обладает способностью саморегулироваться, но воздействие внешних факторов, таких как природные и социальные катаклизмы, а также монополизация, не позволяют в краткосрочный период достичь абсолютно эффективного распределения ресурсов.
Существуют четыре основных макроэкономических инструмента.
Необходимо учитывать также то, что каждый из инструментов вовлекает в совместное движение массу дополнительных компонентов и факторов, оказывающих дополнительное воздействие на макроэкономику.
В связи с этим макроэкономические инструменты представляются также как политические факторы, влияющие на макроэкономику наряду с внешними факторами и побудительными факторами или целями макроэкономики.
Задачи макроэкономики (Objectives of macroeconomics) – это задачи стоящие перед макроэкономической политикой и заключающиеся в стремлении поддерживать конкурентное равновесие, когда потребители стремятся максимизировать значение функции полезности, а конкурентные фирмы максимизируют полученную прибыль в условиях когда цены на продукцию обеспечивают всеобщее равенство спроса и предложения, и когда система в целом обеспечивает эффективность распределения ресурсов.
Такое состояние, называемое общим равновесием, достигается в условиях слаженной работы механизма совершенной конкуренции, а реальная экономика подвержена постоянным воздействиям внешних и отчасти внутренних сил, не позволяющих достичь абсолютно эффективной и оптимальной саморегуляции в краткосрочный период, что заставляет общество в лице правительства вмешиваться в работу макроэкономического механизма.
Долгосрочная кривая совокупного предложения (Long-run aggregate supply curve) – это кривая, которая отражает зависимость между общим уровнем цен в стране и реальным объемом производства, который фирмы хотят и планируют реализовать в долгосрочной перспективе.
В долгосрочном периоде цены на реализуемую конечную продукцию, а также цены на приобретаемые предпринимателями факторы производства выравниваются. Все это лишает их возможности получить дополнительную прибыль в результате изменения цен. В результате этого долгосрочная кривая совокупного предложения не будет зависеть от уровня цен и будет выглядеть как вертикальная прямая линия, отражая факт того, что рост цен на конечные товары приведет к росту уровня цен на факторы производства.