Курс ценных бумаг (Rate of securities) — это цена ценных бумаг по которой они продаются на вторичным рынке.
На бирже он устанавливается единым для данного промежутка времени (биржевой сессии) и таким, чтобы удовлетворить максимальное число покупателей и продавцов. В свою очередь, спрос на ценные бумаги определяется их ожидаемой доходностью, а предложение – потребностями владельцев в наличных деньгах, их стремлением заработать на разнице курсов.
Существуют и субъективные факторы процесса курсообразования, которые влияют на текущую рыночную стоимость ценной бумаги путем увеличения или уменьшения одного из объективных факторов - спроса и предложения.
Таким фактором, например, может стать публикация годового отчета акционерного общества с объявлением, например, его годового убытка. Подобная информация вызовет недоверие держателей акций этой компании, массовый сброс таких акций на фондовой бирже и, как следствие, резкое падение их текущего курса из-за увеличения предложения и снижения спроса.
На курс ценных бумаг оказывает огромное влияние игра биржевых спекулянтов, извлекающих доход из курсовой разницы: быки, играющие на повышение курса, и медведи, играющие на понижение курса ценных бумаг (акций). Биржевые котировки дают важную информацию об экономической ситуации в стране, в мире. Ведущие биржи мира рассчитывают и публикуют сводные индексы ценных бумаг: индекс Доу-Джонса, индекс "Стандарт энд Пурс", индекс РТС в России.
Индекс потребительских цен, ИПЦ (Consumer price index, CPI) – это индекс цен, который рассчитывается для определенной группы товаров и услуг, определяющих состав потребительской корзины одного жителя страны и рассчитывающийся за определенный период времени.
Например, в США показатель индекса потребительских цен рассчитывается путем взятия за основу 265 товаров и услуг, взятых в 85 городах страны. В России при расчете берется потребительская корзина, состав которой утвержден Федеральным законом № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В нее входят как продукты питания, непродовольственные товары, так и различного рода услуги.
Процент наценки (Markup percentage) – это сумма, на которую цена превышает издержки, выраженная в процентном отношении либо через издержки, либо через продажную цену.
Например, если розничный продавец купил у оптового торговца товар по цене 10 ден. ед., а продал по цене 15 ден. ед., то процент наценки составит по отношению к издержкам 50%, а по отношению к продажной цене — 33 1/3 %.
Методы ценообразования (Pricing method) – это несколько простых методов, использующиеся для определения стартовых позиций при принятии решений о цене.
К таким методам относятся: издержки плюс прибыль, целевое ценообразование и анализ безубыточности. Эти методы являются только лишь предварительными прикидками, поскольку для принятия верного решения необходимо обладать полным объемом знаний о спросе и предложении, эластичности товара, ценах на товары-заменители, изменениях в доходе потребителя и многом другом.