Модель экономического кругооборота (Circuit model of economic) представляет собой концептуальную графическую модель системы рыночных отношений экономических агентов в лице домашних хозяйств, фирм, государства, зарубежных стран. Существует модель закрытой экономики (рис.1), где внимание фиксируется на потоках финансовых ресурсов.
Данная модель исходит из того, что население часть доходов сберегает в денежной форме и через посредство финансового рынка они превращаются в инвестиции. Также не все выпускаемые фирмами товары реализуются немедленно, вследствие чего образуются запасы. Последние рассматриваются в экономическом анализе как инвестиции в запасы товаро-материальных ценностей.
Крупным участником экономического кругооборота является правительство. Взимая налоги с домохозяйств и фирм, правительство производит общественные блага, закупает на рынке необходимые товары (вооружение, необходимое для содержания госучреждений имущество и т.п.), предоставляет населению трансферты (пенсии, стипендии и т.д.). При недостатке налоговых поступлений правительство прибегает к внутренним займам. Тем самым оно активно участвует в перераспределении финансовых ресурсов, оказывает влияние на доходность ценных бумаг, на процентную ставку. В конечном итоге оно воздействует и на национальный доход.
Страны с рыночной экономикой являются открытыми системами. Поэтому макроэкономические потоки (общественного продукта, доходов и расходов) тесно переплетаются с аналогичными потоками в других странах. На рис. 2 представлена модель макроэкономического кругооборота с учетом влияния на него правительства и внешнеэкономических связей: международной торговли, международной миграции капиталов.
Внешнеэкономические связи оказывают многообразное влияние на потоки доходов и расходов, их объемы растут, когда в других странах складывается благоприятная конъюнктура, способствующая интенсификации экспортно-импортных операций. В то же время в отдельные периоды, когда страны-партнеры переживают экономический кризис, их финансовые потрясения по каналам внешней торговли и рынка капиталов могут вызвать также кризисные явления в стране.
Например, если в других странах упадет покупательная способность населения, то это приведет к незапланированным инвестициям в товаро-материальные запасы и соответствующему ухудшению финансового состояния предприятий экспортноориентированных отраслей. Также наблюдаются резкие изменения в объемах оттока из страны капиталов в случае финансового кризиса в тех или иных регионах мира.
Зависимость объема потока доходов от экспортно-импортных операций выражается в следующих соотношениях. Разница между экспортом и импортом представляет собой чистый экспорт.
Если чистый экспорт равен нулю, то объем потребительских расходов в стране соответствует национальному доходу, или (что то же самое) общему доходу домохозяйств, полученному ими от предложенных и использованных предприятиями факторов производства. Если же чистый экспорт больше нуля, то в этом случае нерезиденты вынуждены будут оплатить его путем займов (коммерческого кредита), либо путем продажи своих финансовых и реальных активов. Если же импорт превосходит экспорт и тем самым возникает отрицательный чистый экспорт (или положительный чистый импорт), то на эту сумму уже резиденты должны взять у иностранцев кредиты или продать свои активы.
Все без исключения постиндустриальные страны и новые индустриальные страны - страны с рыночной экономикой. При однотипности общих признаков они имеют свои особенности, обусловленные национальными, культурными традициями, историческими условиями формирования рыночной экономики.
В одних странах капитализм возник в результате сравнительно плавной эволюции (Англия), в других - в результате бурных революционных преобразований (Франция), в третьи страны он был привнесен извне вместе с эмигрантами (США, Австралия, ЮАР). В одних странах капитализм развивался скорее "снизу", в других он насаждался сверху (Германия). Весьма своеобразно формировался капитализм на Востоке: в Японии, Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и др. Все это предопределило "национальные" модели рынка.
Макроэкономические тождества (Macroeconomic identities) — это сходство, подобие предметов, явлений друг другу, представляющих собой утверждения, которые должны выполняться всегда, так как они задаются самими определениями переменных и правилами национального счетоводства.
Потоки общественного продукта, доходов, запасов и расходов оказывают взаимное влияние друг на друга, мы можем перейти к рассмотрению количественных отношений между этими потоками, выражающихся в определенных тождествах и функциях.
Инструменты макроэкономической политики (Macroeconomic policy instruments) – это рычаги, позволяющие обществу через воздействие на макроэкономический механизм поддерживать стабильный уровень цен, стабильный рост национального объема производства, высокий уровень занятости и баланс внешнеэкономической деятельности.
Совершенная конкуренция обладает способностью саморегулироваться, но воздействие внешних факторов, таких как природные и социальные катаклизмы, а также монополизация, не позволяют в краткосрочный период достичь абсолютно эффективного распределения ресурсов. Существуют четыре основных макроэкономических инструмента.