Понятие транснациональных корпораций

Транснациональные корпорации (ТНК) — это компании, национальные по происхождению своего капитала и осуществляемому контролю и международные по сфере и характеру своей деятельности. Большинство международных корпораций имеют транснациональный характер. Например, американская компания начинает создавать в других странах свои отделения, дочерние предприятия, филиалы, у которых капитал по происхождению американский, а потому все они контролируются головной (материнской) компанией, расположенной в США, однако по охвату сфер своей деятельности она имеет интернациональный характер.

Транснациональные корпорации , обладающие монопольной властью, включая производство, реализацию и перераспределение продукции, превратились в особый элемент международных экономических структур. На них приходятся более 1/3 промышленного производства в мире и более 1/2 объема мировой торговли. Функционирование ТНК с их мошной научно-технической, производственной и коммерческой основой и усложненной внутрифирменной структурой отношений и расчетов нередко приводит к возникновению противоречий между ними и внешнеторговыми интересами стран, экономика которых оказалась втянутой в орбиту хозяйственной деятельности ТНК.

Помимо организации внутрифирменной системы взаимоотношений ТНК имеют целую ceть соглашений о сотрудничестве с другими субъектами хозяйственной деятельности в научно-исследовательской и производственной областях, в осуществлении субподрядных работ, кооперационных поставок. В рамках ТНК получили широкое распространение трансфертные цены. Это особые цены, по которым осуществляется внутрикорпоративный обмен товарами и услугами.

Они существенно отличаются от рыночных цен, в том числе на запасные части и приравненные к ним товары и даже на поставки в рамках соглашений о кооперационных поставках частичных продуктов или комплектующих изделий между самостоятельными фирмами. Трансфертные цены носят условно расчетный характер в связи с тем, что реальные платежи по ним не осуществляются. Все это позволяет преодолевать тарифные барьеры, избегать или добиваться льготного налогообложения.

Похожие статьи

Информационная система управления (Management information system, MIS) – это система обработки данных, предназначенная для снабжения внутренней и внешней информацией, необходимой для принятия решений на всех уровнях менеджмента.

В отличие от простой системы обработки данных, информационная система имеет более широкую базу сбора данных, более сложную систему обработки и больший объем выдаваемой информации.

13 ноября

Формы организации предпринимательства различаются в зависимости от того, действует ли предприниматель индивидуально или в кооперации с другими предпринимателями; использует ли для бизнеса собственное имущество или привлекает имущество со стороны; использует только личный труд или привлекает наемную рабочую силу.

Производственно-хозяйственная единица, организованная в установленном действующим законодательством порядке для осуществления производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, называется предприятием. Предприятие рассматривается как фирма или компания, если к технической его стороне прибавляются юридические и финансовые признаки. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, специализирующихся на определенных видах деятельности, и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.

09 ноября

Информационная асимметрия (Information asymmetry) – это ситуация, при которой одна из групп участников рынка владеет, необходимой для ведения своих дел информацией, а другая группа не владеет.

В случае совершенной конкуренции, когда цены на рынке устанавливаются автоматически, согласно уровню спроса и предложения. Отсюда следует, что альтернативные издержки точно соответствуют уровню цен, определенных спросом и предложением, и, следовательно, достаточно точно передают информацию о себе продавцам, покупателям и владельцам ресурсов. Этот случай является примером симметричного распределения информации, который позволяет хозяйствующим субъектам, абсолютно эффективно координировать экономическую деятельность.

05 ноября
Разведывательная система маркетинга (Marketing intelligence system) – это одна из четырех главных частей маркетинговой информационной системы, которая представляет из себя мероприятия по сбору разной информации о покупателях и конкурентах, а также их действиях на рынках, где ведет свое действие выбранное предприятие.
23 октября