Стратегия вмешательства (Intervention strategies) – это пути вмешательства правительства в процесс монопольного ценообразования для снижения потерь от монополии на рынке.
Выделяют несколько основных направлений стратегии вмешательства.
Позволяют снизить негативные последствия от деятельности монополии за счет перераспределения ее прибылей. Но и сами налоги имеют негативные последствия, когда в ответ на повышение налогов, монополия еще больше сокращает объем производства, что и без того является ее основным принципом ценообразования.
Используется частично для борьбы с инфляцией и частично для снижения цен в монополизированных отраслях. Оценивается как неэффективный метод, приводящий к росту дефицита и созданию ограничений для вхождения в отрасль новых компаний.
Правительственная собственность. Метод использовался в некоторых странах Европы, но очень мало в США. Приносит больший вред, чем сами монополии.
Предполагает наличие специальных управлений, которые наблюдают за ценами на рынке, объемами производства, входом предприятий в отрасли и выходом из отраслей. Иногда называют социализмом без государственной собственности.
Предполагает установление правил и ограничений, препятствующих развитию антиконкурентных явлений, таких как раздел рынка, фиксирование цены.
Курс ценных бумаг (Rate of securities) — это цена ценных бумаг по которой они продаются на вторичным рынке.
На бирже он устанавливается единым для данного промежутка времени (биржевой сессии) и таким, чтобы удовлетворить максимальное число покупателей и продавцов. В свою очередь, спрос на ценные бумаги определяется их ожидаемой доходностью, а предложение – потребностями владельцев в наличных деньгах, их стремлением заработать на разнице курсов.
Инструменты монетарной политики (Tools of monetary policy) – это инструменты, при помощи которых центральный банк страны сокращает или увеличивает денежное предложение в пределах государства, тем самым поднимая либо снижая ставку процента.
К основным инструментам монетарной политики относятся: изменение уровня резервных требований, регулирование дисконтной ставки, а также операции на открытом рынке.
Индекс потребительских цен, ИПЦ (Consumer price index, CPI) – это индекс цен, который рассчитывается для определенной группы товаров и услуг, определяющих состав потребительской корзины одного жителя страны и рассчитывающийся за определенный период времени.
Например, в США показатель индекса потребительских цен рассчитывается путем взятия за основу 265 товаров и услуг, взятых в 85 городах страны. В России при расчете берется потребительская корзина, состав которой утвержден Федеральным законом № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В нее входят как продукты питания, непродовольственные товары, так и различного рода услуги.