Термин безработица

Безработица (Unemployment) – это социально-экономическое явление, состоящее в том, что часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг.

Цикличность экономики проявляется в неравновесии различных рынков. Это относится и к рынку труда, где возможны как избытки (безработица), так и дефициты.

В реальной экономической жизни безработица - это неравновесие на рынке труда с преобладанием предложения труда над спросом на него. Причины безработицы, с точки зрения разных экономических школ, различны.

Причины и виды безработицы

Экономисты, придерживающиеся классической традиции, исходят из веры в способность рыночной экономики к саморегуляции. Поэтому они считают основной причиной безработицы вмешательство в деятельность рынка труда "нерыночных" сил, таких, как государство и профсоюзы. Проявляется это вмешательство в установлении минимальной заработной платы, уровень которой превышает равновесный; во введении высоких пособий по безработице, что делает для некоторых состояние безработицы более привлекательным по сравнению с состоянием занятости.

Такое видение причин безработицы подсказывает принципиальный выход из нее. Устранение "фиксаторов", устанавливаемых государством и профсоюзами, приведет рынок труда к равновесию. Причем, по мнению монетаристов, данное равновесие будет соответствовать полной занятости в экономике.

Различные трактовки понятия безработица

Существуют и другие подходы к пониманию безработицы. Ссылаясь на мировую практику, например на Великую депрессию, часть экономистов указывает на то, что равновесие в экономике может быть достигнуто и при неполной занятости. Поэтому надеяться на то, что рыночные механизмы сами по себе все отладят, нельзя. Например, последователи Дж. М. Кейнса исходят из того, что цены и заработная плата не столь подвижны, как полагают их теоретические противники. Пусть в экономике под воздействием, например, появления новых эффективных технологий падает спрос на труд, что сдвигает кривую спроса на труд (DL) влево.

Неоклассики предположили бы; что далее последует падение заработной платы (до WE2), но этого не происходит ввиду действия, например, профсоюзов, заключивших коллективный договор с работодателями относительно минимальных ставок заработной платы и т.п.

Поэтому основной причиной безработицы является не фиксация заработной платы, а недостаток совокупного спроса на конечную продукцию, "неэффективный спрос".

Следовательно, принципиальный выход из безработицы следует искать в государственном стимулировании совокупного спроса. За счет расходов государственного бюджета произойдет расширение инвестиций, что поможет создать дополнительные рабочие места, а значит, сократить безработицу. Кейнсианцам возражали их противники, указывая на то, что активная бюджетная политика поведет к росту инфляции.

Дальнейший анализ безработицы требует рассмотрения методов ее статистического измерения, а также классификации безработицы. Существует два основных показателя безработицы: уровень безработицы и ее средняя продолжительность.

Похожие статьи

Антиинфляционные меры (Anti-inflationary measures) – это совокупность мероприятий, проводимых правительством, направленных на обуздание темпов инфляции.

Меры антиинфляционной политики

Антиинфляционные меры, которые выступают в двух основных формах:

  1. тактической, 
  2. стратегической.
25 октября
Антиинфляционная политика предложения (Supply-side anti-inflation policy) – это макроэкономическая политика, которая направлена на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения уровня инфляции через относительное сокращение совокупного спроса.
25 октября

Акселерационистская модель инфляции (Accelerationist model of inflation) – это теория, рассматривающая влияние движения уровня инфляции на реальный национальный продукт и безработицу.

В отличие от модели совокупного спроса и предложения акселерационистская модель рассматривает не только само изменение общего уровня цен, но и скорость данного изменения. Основополагающим в модели является предположение, что экономика ведет себя не одинаково в периоды, когда инфляция ускоряется или замедляется и тогда, когда рост цен стабильный.

25 октября
Разведывательная система маркетинга (Marketing intelligence system) – это одна из четырех главных частей маркетинговой информационной системы, которая представляет из себя мероприятия по сбору разной информации о покупателях и конкурентах, а также их действиях на рынках, где ведет свое действие выбранное предприятие.
23 октября