Задачи макроэкономики (Objectives of macroeconomics) – это задачи стоящие перед макроэкономической политикой и заключающиеся в стремлении поддерживать конкурентное равновесие, когда потребители стремятся максимизировать значение функции полезности, а конкурентные фирмы максимизируют полученную прибыль в условиях когда цены на продукцию обеспечивают всеобщее равенство спроса и предложения, и когда система в целом обеспечивает эффективность распределения ресурсов.
Такое состояние, называемое общим равновесием, достигается в условиях слаженной работы механизма совершенной конкуренции, а реальная экономика подвержена постоянным воздействиям внешних и отчасти внутренних сил, не позволяющих достичь абсолютно эффективной и оптимальной саморегуляции в краткосрочный период, что заставляет общество в лице правительства вмешиваться в работу макроэкономического механизма.
В результате этого макроэкономика оказывается под воздействием уже трех групп факторов.
Ситуацию можно представить в виде рынка какого-либо товара, где внешние (погода) и политические (правительственные закупки) факторы воздействуют на спрос и предложение, а цены и объемы являются побудительными факторами.
В макроэкономике можно выделить четыре основные цели.
Долгосрочная кривая совокупного предложения (Long-run aggregate supply curve) – это кривая, которая отражает зависимость между общим уровнем цен в стране и реальным объемом производства, который фирмы хотят и планируют реализовать в долгосрочной перспективе.
В долгосрочном периоде цены на реализуемую конечную продукцию, а также цены на приобретаемые предпринимателями факторы производства выравниваются. Все это лишает их возможности получить дополнительную прибыль в результате изменения цен. В результате этого долгосрочная кривая совокупного предложения не будет зависеть от уровня цен и будет выглядеть как вертикальная прямая линия, отражая факт того, что рост цен на конечные товары приведет к росту уровня цен на факторы производства.
Государственные закупки (Breakeven position imperfect competition) – это покупка центральным правительством, региональными или местными органами власти товаров и услуг.
Все государственные закупки рассматриваются в национальных счетах как издержки. Как товары, так и услуги (причем услуги, которые носят характер факторов производства, например покупка рабочей силы) рассматриваются как потребляемые в самом процессе покупки. Нет возможности оценить добавленную стоимость, которую создает правительство, поскольку образование, оборона и т.п. услуги представляются населению бесплатно, а не продаются. Трансфертные платежи не включаются в расчеты ВВП по методу расходов, поскольку не являются покупками вновь произведенных конечных товаров и услуг.