Организационная структура управления предприятием

Организационная структура (Organizational structure) – это совокупность звеньев, определяющая разделение деятельности, систему подчиненности и существующие подразделения внутри организации.

Схема организационной структуры предприятия

Схема организационной структуры предприятия

В наиболее общем виде схема организации отражает пять основных характерных черт предприятия.

  1. Разделение работы между подразделениями.
  2. Виды работ по подразделениям.
  3. Систему подчиненности — от кого и кому именно поступают указания.
  4. Управленческую иерархию — кто к какому именно звену менеджмента относится.
  5. Группировку в отдельные подразделения.

Отмеченные характерные черты отражают формальную структуру организации, но кроме формальной структуры, связи внутри организации имеют и неформальный характер. Неформальные связи могут иметь, в свою очередь, три основные характерные черты.

  1. Семейные отношения.
  2. Дружеские связи, возникающие, например, на основе принадлежности к футбольной команде.
  3. Связи, основанные на принадлежности к учебе в одной школе, вузе.

Виды организационных структур

Наиболее распространенными видами структур организации предприятия являются:

  • линейная, 
  • линейно-штабная,
  • матричная.

Линейная структура организации

Организационная структура, в которой все звенья связаны с верхним и более низким эшелоном четкой системой подчиненности.

Линейная структура организации

Такая структура предполагает, что каждый ее член контролируется только одним руководителем, за исключением самого верхнего уровня, и в то же время контролирует работников на более низкой иерархической ступени. Линейная организация характерна для мелких предприятий, которые не имеют юристов, финансовых экспертов в своей структуре.

Линейно-штабная структура организации

Организационная структура, объединяющая четкую линейную систему подчинённости с наличием работников, обслуживающих линейных менеджеров.

Линейно-штабная структура организации

На схеме штат советников и помощников разных уровней, образующих штатную структуру, выделен темными прямоугольниками.

Линейная организация характерна для мелких предприятий, в то время как средние и крупные предприятия нуждаются в постоянных услугах финансовых экспертов, юристов. Смешанная организация имеет ряд преимуществ: большая гибкость по сравнению с просто линейной организацией позволяет менеджерам принимать решения, опираясь на мнение специалистов. К недостаткам такой формы организации относятся расплывчатость линейной ответственности и опасность разрастания подразделений штата советников и помощников. В связи с этим предприятия, отличающиеся качественным менеджментом имеют, как правило, небольшую численность таких подразделений.

Матричная структура организации

Форма организации, при наличии которой какая-либо работа выполняется людьми, набранными из самых различных функциональных подразделений которые подчиняются как руководителю оперативной группы, так и их непосредственному начальнику. Каждая оперативная группа управляется руководителем, который подчинен главе предприятия.

Матричная структура организации

Матричная форма организации имеет большой потенциал, поскольку позволяет собрать наиболее талантливых людей для выполнения какой-либо задачи, особенно в организациях, сформировавших подразделения по функциональному признаку. С другой стороны, матричная форма организации несет в себе опасность, связанную с нарушением принципа единства власти — только один начальник для подчиненного — поскольку при подчинении двум начальникам возможен конфликт вместо координации работы.

Похожие статьи

Норма управляемости (Span of management) – это общее количество подчиненных в фирме, подотчетных каждому менеджеру.

Нормы управляемости организации

Наличие большого числа подчиненных говорит о широкой норме управляемости, а небольшое число подчиненных — об узкой норме управляемости. На схеме представлены два предприятия с численностью, равной 24 рабочим. Но предприятие А (схема 1) имеет широкую норму управляемости, а предприятие И (схема 2) — узкую.

13 ноября

Мотивация (Motivation) — это процесс побуждения самого себя и других к деятельности через формирование различных мотивов поведения.

Мотивом является побудительная причина, которая дает повод к активной, производительной, творческой и плодотворной работе. Формируется путем воздействия менеджмента на работника через его реальные цели, потребности, интересы, систему ценностей, жизненные установки и ожидания.

Мотивация возникает в случае наличия неудовлетворенных потребностей.

13 ноября
Определение менеджмента (Management) – это профессиональная деятельность квалифицированных менеджеров, которая осуществляется в целях достижения максимально положительных результатов в хозяйственной деятельности фирмы путем рационального использования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
13 ноября

Информационная система управления (Management information system, MIS) – это система обработки данных, предназначенная для снабжения внутренней и внешней информацией, необходимой для принятия решений на всех уровнях менеджмента.

В отличие от простой системы обработки данных, информационная система имеет более широкую базу сбора данных, более сложную систему обработки и больший объем выдаваемой информации.

13 ноября