Система обработки данных (Data-processing system, DPS) – это система, которая собирает данные, обрабатывает их и выдает в виде готовой информации.
На схеме представлена обычная система обработки данных на примере обычного предприятия. Сбор данных разделен на сбор текущих данных (выработка на одного рабочего, использование материалов, количество брака) и сбор базовой информации (ставки платежей, основной период оборота, таблицы надбавок и скидок). Обработанные данные передаются в виде сведений о производстве, обновлении оборотных средств, качестве и совершенных платежах. В целом, система включает три ступени — сбор, обработку и передачу.
Представленная схема имеет общий характер, поскольку система обработки данных может осуществляться как специальной группой, так и с помощью компьютера. Преимущества компьютера могут раскрыться только в том случае, если альтернативные издержки будут выше, чем затраты на его приобретение. Если компьютер стоит, например, 100 тыс. ден. ед., а работу, которую он выполняет может сделать работник с окладом в 2 тыс. ден. ед., то затраты на приобретение компьютера смогут окупиться только лишь через 50 лет.
Информационная асимметрия (Information asymmetry) – это ситуация, при которой одна из групп участников рынка владеет, необходимой для ведения своих дел информацией, а другая группа не владеет.
В случае совершенной конкуренции, когда цены на рынке устанавливаются автоматически, согласно уровню спроса и предложения. Отсюда следует, что альтернативные издержки точно соответствуют уровню цен, определенных спросом и предложением, и, следовательно, достаточно точно передают информацию о себе продавцам, покупателям и владельцам ресурсов. Этот случай является примером симметричного распределения информации, который позволяет хозяйствующим субъектам, абсолютно эффективно координировать экономическую деятельность.
Маркетинговая информационная система (Marketing information system, MKIS) – это целая система мероприятий, направленная на сбор, обработку и предоставление полученной информации, которая необходима при принятии важных для бизнеса решений при организации процесса маркетинга.
Данная система может существовать не только в компьютерном варианте. Для мелких предприятий наиболее выгодным может быть вариант ведения простой картотеки. Крупные организации в сборе данных о потребностях потенциальных покупателей также не часто могут использовать компьютеры, прибегая к более простым вариантам.