Кардиналистская теория полезности

Кардиналистская (количественная) теория полезности (Cardinal utility theory) рассматривает полезность с субъективной точки зрения и оперирует при определении количества полезности абсолютными величинами. Предпочитая тот или иной товар, потребитель через механизм цен (цена является мерой) заставляет производителя выпускать товар, пользующийся спросом. Анализ поведения потребителя позволяет углубить анализ спроса, в основе которого лежит предельная полезность товара.

В экономической теории известны два подхода к определению предельной полезности. Более ранний подход получил название кардиналистского (количественного). Экономисты XIX века (Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, Леон Вальрас, Альфред Маршалл) предположили, что потребитель способен сравнить, соизмерить полезности благ в некоторых единицах ютилях (utility - полезность, выгодность, польза). Предполагается, что потребитель не только в состоянии определить свои предпочтения, но и их интенсивность. Количественную функцию полезности можно выразить в виде:

U = f(x),

где U - полезность;
х - количество благ.

Используя эту функцию, можно определить не только общую полезность, но и предельную полезность, то есть удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага.

Такой подход позволяет также сопоставить прирост полезности от потребления дополнительной единицы блага с жертвами (издержками), которые придется понести ради получения этой дополнительной единицы. Кардиналистский подход имеет познавательное значение.

Но найти точные измерители полезности (как килограммы для измерения веса, метры для измерения расстояния и т.д.) невозможно. Полезность одного и того же товара для разных людей будет различна. Кроме того, субъект, вырабатывая свою потребительскую стратегию, оценивает полезность не определенных благ, а целых потребительских наборов, то есть он не может однозначно указать, насколько батон хлеба полезнее молока, но в состоянии оценить, что для него полезнее: два батона и один пакет молока (первый потребительский набор) по сравнению с одним батоном и двумя пакетами молока (второй потребительский набор). Поэтому в дальнейшем была разработана ординалистская (порядковая) теория полезности.

Похожие статьи
Бесконечная эластичность (Infinite elasticity) – это эластичность спроса такого вида, при наличии которой увеличение дохода будет зависеть только лишь от изменения количества спрашиваемых и предлагаемых товаров или услуг на рынке.
19 ноября
В макроэкономике совокупное предложение взаимодействует с совокупным спросом. При их совпадении возникает равновесие на агрегированном рынке. В реальной действительности существует лишь тенденция к установлению такого равновесия. Если предложение превышает спрос, увеличиваются запасы нереализованной продукции и производители сокращают объем производства и (или) снижают цены. Последнее вызовет рост спроса. С ростом спроса будет наращиваться и предложение. Фазы восстановления и нарушения рыночного равновесия сменяют друг друга. Поэтому можно говорить не о статическом, а о динамическом макроэкономическом равновесии. Представители различных школ макроэкономики предлагают различные модели взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.
08 ноября

Спрос на деньги (Demand for money) (MD) – это спрос на ликвидные активы (обычно агрегат М2), которые люди желают иметь в определенный момент времени, при данном уровне дохода. В национальной экономике спрос на деньги растет вместе с увеличением дохода, вместе со снижением процентной ставки, с уменьшением скорости оборота денег.

Спрос на деньги определяется двумя основными мотивами: спросом на деньги для сделок (трансакционный спрос) и спросом на деньги со стороны активов.

08 ноября
Совокупный спрос (Aggregate demand) (AD) – это это общее количество товаров и услуг, которые готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.
08 ноября