Неприятие риска (Risk aversion) – это выбор заранее известного результата существующему риску выиграть больше, или не получить ничего, даже при условии, что математическое ожидание будущего выигрыша равно математическому ожиданию будущего проигрыша.
Неприятие риска или отношение рисков, как правило, является основной формой поведения большинства людей, стоящих перед выбором рисковать или не рисковать.
Рассмотрим эту ситуацию с помощью графика и закона сокращающейся предельной полезности. Предположим, что ваши сбережения составляют 2 тыс. ден. ед., а их полезность для вас составляет 300 условных единиц полезности. Если вам предложат рискнуть 1 тыс. ден. ед. при условии, что шансы на проигрыш и выигрыш равны, т.е., вы либо получаете дополнительно 1 тыс. и ваши сбережения составляют 3 тыс. ден. ед., либо теряете 1 тыс. и тогда сбережения сократятся до 1 тыс. ден. ед.
Но, если в денежном выражении ваши предполагаемые доходы и расходы равны, а, следовательно, математическое ожидание выигрыша равно нулю: (0,5 × 1000 + 0,5 × (- 1000)), то в случае выигрыша ваша полезность возрастет лишь на 20 единиц полезности, а в случае проигрыша уменьшится на 100 ед. полезности, т.е., математическое ожидание выигрыша в полезности составит - 40 ед. полезности (0,5 × 20 + 0,5 × (- 100)). Поскольку математическое ожидание имеет минусовое значение, вы не будете принимать предложение рисковать. Это видно уже и по тому, что ваш выигрыш в полезности будет значительно меньше проигрыша.
Индекс Герфиндаля (Herfindahl index) (H) — индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния на рынке одной или нескольких фирм. Для n фирм индекс будет рассчитываться следующим образом:
H = S12 + S22 + … + Sn2
где H – индекс Герфиндаля;
S1, S2, ..., Sn – доли фирм на рынке (%), определяется отношением объема поставок фирмы к объему всего рынка.
Канал сбыта (Distribution channel) – это цепь нескольких фирм, которые принимают участие в покупке и продаже продукции по мере их продвижения от производителя к потребителю.
Цепь включает производителя, пользователя и посредников в лице либо оптовых, либо розничных продавцов. Посредники, которые обеспечивают физический сбыт, но не являются ни продавцами, ни агентами, такие, например, как железная дорога, не являются частью канала сбыта.