Спрос и предложение на рынке заемных средств — это спрос и предложение на таком сегменте рынка капитала, как рынок заемных средств.
Предложения на рынке услуг капитала обеспечивают домашние хозяйства, но не в прямом смысле, а в виде заемных средств. Поэтому следует различать рынок физического капитала и рынок ссудного капитала (или рынок заемных средств). Получается, что домашние хозяйства предлагают свои заемные средства (сбережения) фирмам для покупки новых станков, оборудования, машин, инструмента, зданий и т.д., пусть даже это происходит через посредников в лице финансовых институтов (инвестиционных компаний, коммерческих банков и т.п.).
Спрос на рынке заемных средств напрямую зависит от спроса на рынке физического капитала, когда бизнес предъявляет потребность в производственных фондах, осуществляя тем самым инвестиции. Когда появляется спрос на станки и оборудование, появляется и спрос на заемные средства, на которые те приобретаются.
На графике спроса на заемные средства на оси абсцисс откладывется количество заемных средств (или инвестиций) в денежном выражении, а на оси ординат - доход от сделанных инвестиций (или норма дохода от инвестиций).
Как видно из графика, кривая спроса на рынке заемных средств (DЗС) имеет отрицательный наклон. Обусловлено это тем, что при привлечении все большего количества заемных средств, доход от инвестиций снижается. Это называется убывающей предельной производительностью инвестиций.
Норма дохода от инвестиций (r) выражается в процентах и рассчитывается отношением дохода от инвестиций к количеству инветированной суммы. Например, если было произведено инвестирование в один из проектов на сумму 200$ на которые получили доход в размере 20$, то, соответственно, норма дохода от проделанных инвестиций составит 20$ / 200$ × 100% = 10%.
Кривая предложения на рынке заемных средств (SK) показывает то количество заемных средств, которые могут предоставить домашние хозяйства при определенном уровне предельных издержек (или упущенных возможностей домашних хозяйств). Итак, на оси абсцисс отражаются заемные средства (ЗС), а на оси ординат - предельные издержки упущенных возможностей (МСУВ).
Из графика видно, что кривая предложения на рынке заемных средств имеет положительный наклон. Она отображает предложение, предоставляемые домашними хозяйствами в виде своих сбережений. Положительный наклон кривой характеризуется тем, что с ростом предложения заемных средств растут предельные издержки упущенных возможностей (т.е. рост желания потратить сбережения в настоящее время). Поэтому, кривая предложения (SK) показывает то, что домашние хозяйства предлагают свои сбережения в ссуду, отказываясь тем самым от их текущего потребления.
Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.
Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.
Монопсония (Monopsony) – это такая ситуация, когда на рынке существует лишь один покупатель и множество продавцов.
Если монополия – это некий феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует лишь один продавец, то в случае монопсонии, власть над ценой принадлежит существующему в единственном числе покупателю.
Особые заслуги в исследовании данного рынка принадлежат английскому экономисту Д. Робинсон. Принято считать, что понятие «монопсония» введено в научный оборот именно Д. Робинсон, однако, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Б.Л. Халварда, который подсказал ей данный термин.
Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Отличительные черты монополистической конкуренции
Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.