Законы Энгеля (Engel’s laws) – это закономерности, отражающие изменения структуры расходов домашних хозяйств и отдельных личностей исходя из динамики роста получаемого ими дохода.
Закономерности были открыты прусским статистиком и экономистом XIX в. Э. Энгелем. Данные законы также называют «качественными схемами поведения». Согласно открытым законам по мере увеличения дохода экономических агентов общее потребление всех имеющихся благ будет расти, но в неодинаковых пропорциях. Например, по мере увеличения дохода, расходы на продовольственные товары будут возрастать, но с параллельным переходом от менее качественных к более качественным продуктам питания. В общем объеме расходов доля продовольственных товаров будет уменьшаться при возрастании расходов на такие общественные блага, как путешествия, отдых, сбережения.
Таким образом, увеличение доходов будет приводить к росту потребления люксовых благ, а также сокращению второсортных благ. Как видно на схеме, сбережения являются наиболее люксовым благом. Схемы Энгеля, представленные в виде графика, явились основой для разработки Д. М. Кейнсом модели «доходы-расходы», а также построения функций сбережения и потребления. Прямая 45-ти градусная линия показывает равенство расходов доходам. Превышение расходов в нижней части графика означает, что семьи живут в долг, либо за счет своих сбережений, либо субсидий государства.
Закон убывающей предельной полезности (Law of diminishing marginal utility) – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.
Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.
Закон Сэя (Say’s law) – это закон, который устанавливает такое положение, что реальный совокупный спрос осуществляет автоматическое поглощение всего объема продукции, которую рабочие и предприниматели желают произвести, используя имеющиеся в их распоряжении технологию и ресурсы.
Другими словами, «предложение создает собственный спрос». Теория предложена Ж. Б. Сэем в 1803 г. В современной интерпретации закон Сэя можно представить в виде экономики с абсолютно гибкими ценами, позволяющими совокупному предложению гибко реагировать на изменения в совокупном спросе.