Закон замещения (Law of substitution) – это закон, описывающий зависимость между двумя отдельно взятыми благами, количество потребления одного из которых уменьшается при росте потребления другого, при этом относительная стоимость замещения или предельный коэффициент замещения сокращающегося блага будет возрастать или, иными словами, его предельная полезность будет возрастать по отношению к благу, которого становится больше.
Таким образом, как мы видим на представленном выше графике, для того, чтобы увеличить количество потребления продуктовых товаров с одной до двух единиц, необходимо пожертвовать двумя единицами одежды (отрезок АВ на кривой), с двух единиц до трех — 0,7 единицы одежды (отрезок ВС) и 0,3 — с трех до четырех (отрезок CD). Предельный коэффициент замещения составил 2; 0,7; 0,3, т.е. стал меньше. Отсюда следует, что по мере того, как продуктовых товаров становится больше, мы платим за них все меньшим количеством одежды и, следовательно, кривая безразличия имеет наклон слева направо.
Благо (Good) — это какой-либо предмет, который может быть материальным и нематериальным, способный удовлетворить существующие потребности, свойственные потребителям или же может быть использованным для определенных целей производителем.
В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов (труд, капитал, земля) к человеческим потребностям, а также создание тех благ, которые удовлетворяют различные потребности людей. Все эти потребности удовлетворяются не только теми продуктами, которые были созданы в процессе производства.
Блага Гиффена (Giffen goods) — блага (товары), спрос на которые может возрастать по мере роста их цены, что бывает возможно в тех случаях, когда эти блага занимают слишком большую долю в потребительском бюджете, который слишком мал. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения.
Например, повышение цены на картофель, который в бюджете составляет основную долю, приведет к тому, что ничего другого семья не сможет себе позволить и полностью перейдет на потребление картофеля, несмотря на то, что его цена возросла. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен, изучая ценообразование в Ирландии.
Реклама (Advertising) – это доставка платных, стимулирующих продажи разного рода сообщений максимальному количеству потенциальных покупателей при помощи многообразных средств связи, в виде телевидения, радио, газет, афиш, журналов, интернета и пр.
Например, на долю рекламы в США приходится всего около 1/30 от цены продажи, в то время как доля транспортных издержек составляет 1/7, а на затраты оптовых торговцев и розничных продавцов — 1/4.