Международный Валютный Фонд является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций (ООН). Такой фонд сформирован для того, чтобы развивать международное финансовое сотрудничество и международную стабильность в валютно-финансовой области. МВФ способствует международной торговле и стабильному росту экономики, а также снижению уровня бедности по всёму миру.
Инициатива формирования МВФ появилась в рамках конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, летом 1944 года. На этом мероприятии 44 государства приняли решение создать платформу для экономического сотрудничества, в целях не допустить еще одну девальвацию.
Годом рождения МВФ является 1945 год. После подписания документов 29 государствами, фонд стал вместе со Всемирным банком, одним из двух международных финансовых учреждений, которые были учреждёны по результатам Бреттон-Вудской конференции. Сегодня МВФ и Всемирный банк проводят совместную работу в самых разных областях. Кроме этого часто проводятся общие совещания.
К основным целям создания и работы МВ можно отнести:
Среди всех функций, которые выполняет МВФ, основными являются:
Семь лет назад стартовала реформа квот и управления МВФ. Реализация этой реформы проводилась на протяжении пяти лет, и лишь в 2015 году она была официально утверждена. Задача реформы – помощь в усилении позиций развивающихся экономик, укреплении законности процесса утверждения решений, а также предоставление Фонду новых ресурсов для улучшения эффективности реагирования на предстоящие кризисы.
В результате реформы общие страновые квоты 188 членов МВФ увеличились с 238,5 млрд до 477 млрд SDR. Стоит напомнить что SDR – это особые права заимствования, они являются расчетной единицей Фонда. В долларовом эквиваленте суммы составляют 329 млрд и 659 млрд соответственно.
Реализация реформы и наращивание квот улучшает управление МВФ, а также демонстрирует растущую роль динамично развивающихся государств в мировой экономике.
Самая крупная квота в размере 16,7% закреплена за США, при этом 15% голосов дают им возможность блокировать решения. Квота России в результате реформы достигла 2,73% (было 2,71%).
Пожалуй, самая важная обязанность МВФ состоит в выделении кредитов государствам-членам, которые испытывают фактические или потенциальные трудности в сфере платёжного баланса. Помощь такого рода нужна странам, которые хотят заполнить собственные международные запасы, а также привести в порядок свои валюты. Главным обличием от банков является тот факт, что МВФ не выделяет кредитов на конкретные проекты.
Сумма кредитов, которые выделяет МВФ, на протяжении всей истории его существования, существенно колебалась. К примеру, после нефтяного шока 1970-х годов и последовавшего за ним долгового кризиса 1980-х годов, наступило существенное наращивание кредитов МВФ. После этого кредитование несколько снизилось, однако, в условиях мирового финансового кризиса 2008 года объем кредитования снова пошел вверх.
В ходе своей работы специалисты МВФ разработали несколько кредитных инструментов, адаптированных для преодоления определенных ситуаций различных стран. Государства, имеющие низкий доход получают право заимствовать активы на льготных условиях, по сниженной ставке посредством:
Кредиты без предоставления льгот выделяются по договорённости о кредите «стэнд-бай» (СБА), гибкой кредитной линии (ГКЛ), превентивной линии для предоставления ликвидности (ЛПЛ) и механизма расширенного кредитования, используемого для среднесрочных и более долгосрочных нужд. При использовании любого не льготного механизма действует процентная ставка МВФ, которая связана с рыночной ставкой. Ее называют «ставкой сборов». В случае крупных займов (более лимита) берется дополнительный сбор. Ставка сборов базируется на процентной ставке по СДР, пересматриваемой каждую неделю, чтобы учесть изменения в краткосрочных ставках на главных международных финансовых рынках. Объем средств, доступных к кредитованию для каждой страны устанавливается индивидуально. Чаще всего он равен квоте государства в МВФ. Крайне редко этот объем разрешается превысить.
Кредит СБА предназначен для оказания помощи государствам в ликвидации краткосрочных проблем с платёжным балансом. Такой кредит действует от 12 до 24 месяцев, погасить кредит нужно на протяжении 3,4 или 5 лет с момента фактического предоставления. Займы СБА предоставляются в качестве предосторожности, в том случае, если государство хочет не использовать утверждённые кредиты, однако имеет право сделать это при ухудшении ситуации.
ГКЛ разработана для государств с довольно высокими основными экономическими показателями, а также положительным опытом ведения политики. Договор о ГКЛ подписывается по просьбе страны-члена для государств, которые отвечают заранее прописанным нормам доступа. Период действия ГКЛ достигает от 1 до 2 лет с промежуточным контролем соответствия по результатам первого года. Деньги могут быть выделены сразу одним платежом. Период выплаты ГКЛ аналогичен СБА.
Механизм расширенного кредитования разработан в 1974 году для помощи государствам преодолеть среднесрочные и более долгосрочные проблемы, которые связаны с платёжным балансом. Указанные проблемы нуждаются в серьезных экономических реформах. Это механизм часто используется во время кризиса вследствие структурного характера проблем платёжного баланса определенных стран. Зачастую период договорённости в рамках ЕФФ более длительный, чем при СБА, он составляет три года в момент утверждения. Период погашения достигает 4,5–10 лет со дня фактического предоставления активов.
Обновленный льготный механизм для низкодоходных государств вступил в силу в январе 2010 года. Стоит отметить, увеличился лимит и нормы доступа почти в два раза в сравнении с докризисным уровнем. Специалисты пересматривают процентную ставку через каждые два года. Все перечисленные механизмы разработаны для содействия собственным программам государств, целью которых является достижение устойчивого макроэкономического положения в соответствии с задачей гарантии прочного и долгосрочного снижения уровня бедности.
В перечень стран, которые являются членами Международного валютного фонда (МВФ), входят 188 различных государств мира. Все страны заключили Статьи соглашения (Хартию, Устав) МВФ. В список государств-членов входят практически все признанные на международном уровне страны, а также одна частично признанная — Косово. Кроме членства в МВФ, эти государства состоят в Международном банке реконструкции и развития.
МВФ был создан 27 декабря 1945 года. В том году под текстом Устава фонда свои подписи поставили 30 государств.
Через некоторое время Чехословакии и Югославии пришлось покинуть список членов организации вследствие распада. После этого членами МВФ стали связи:
Советский Cоюз был участником Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Тем не менее, вследствие начавшейся холодной войны, по идеологическим причинами руководство СССР не ратифицировало уставные документы и не присоединилось к этим организациям.
И лишь осенью 1989 года в рамках 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН руководство Советского Союза на официальном уровне подтвердило свое желании присоединиться к фонду. Но западные государств, главным образом США, выразили не согласие предоставления стране членства в организации, по причине крайне высоких военных расходов Советского Союза, а также дружеских отношений СССР с Кубой и КНДР.
Через год специалисты МВФ, ВБ, ОЭСР и других международных организаций составили отчет, в котором отметили, что СССР необходимо осуществить курс на глобальные реформы для того, чтобы перейти от планового хозяйства к рыночной экономике.
Летом 1991 года в Англии Михаил Горбачев подписал соглашение о том, что СССР станет ассоциированным членом фонда. В это время внешняя задолженность СССР, а впоследствии и России, перевалил за 65 млрд долларов, что боле чем в 2 больше показателей 1985 года. По этой причине членство в МВФ было крайне актуальным вследствие выделения кредитов. Россия присоединилась к МВФ 1 июня 1992 года.
Квоту, рассчитанную для бывшего СССР согласно типичной формуле, разделили между всеми 15 странами при помощи особого метода. Таким образом, весной 1993 года квота России достигла 4313,1 млн СДР, или 2,98% от суммарного объема квот всех членов фонда. На протяжении нескольких лет происходил пересмотр квоты. Сегодня она составляет 2,7%.
На протяжении 1992 1999 годов МВФ восемь раз выделял помощь России. Суммарный объем достиг 22 млрд долларов. Деньги были потрачены на поддержку экономических реформ и покрытие недостатка платежного баланса. Займ 1996 года в размере 10,1 млрд долларов, выданный на 10 лет с четырехлетним льготным периодом, стал самым крупным за всю историю фонда.
В 2005 году Российская Федерация досрочно выплатила всю задолженность перед фондом в размере 3,3 млрд долларов. С того момента Россия стала кредитором.
Сегодня Россия принимает участие в разных операциях МВФ, к примеру, покупка и продажа СДР, приобретение облигаций МВФ, обеспечение программ помощи развитию, ликвидация долгов самых бедных государств.
В 2010 году состоялось подписание закона, согласно которому обеспечение сделок фонда может осуществляться за счет золотовалютного резерва ЦБ. Еще через три года Банк России заключил договор с МВФ о выделении фонду 10 млрд долларов в рамках достигнутых государствами Группы 20 договоренностей об увеличении резервов МВФ для выдачи кредитов нуждающимся странам.