Часть экономистов считает, что государство должно проводить кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, направленную на сглаживание экономических колебаний. Так, во время рецессии следует осуществлять стимулирующую экономическую политику, а во время бумов — ограничительную. Это поможет избежать снижения эффективности функционирования эконом и ки, связанного с недоиспользованием или чрезмерным использованием имеющихся ресурсов.
Экономисты неоклассического направления думают иначе. По их мнению, рыночная экономика является внутренне стабильной и саморегулирующейся системой. Экономические колебания возни кают вследствие неудачного вмешательства государства в ее функционирование. Лица, принимающие решения, должны сознании ограниченность возможностей стабилизационной политики и учитывать вероятные негативные последствия ее проведения.
Таким образом, первые являются сторонниками активной экономической политики, вторые сомневаются в ее эффективности и считают, что она должна быть пассивной. В качестве критики активного подхода обычно выдвигают следующие аргументы.
Важным моментом является вопрос об издержках проведения стабилизационной макроэкономической политики. Согласно теоретическим представлениям, вытекающим из кривой Филлипса, эта политика приводит к повышению темпов инфляции. Поэтому встал вопрос о сравнительных издержках безработицы и инфляции.
Выигрыш от сокращения безработицы может быть переоценен, так как трудно оценить потенциальный ВВП и, следователь но, измерить разрыв между ним и реальным ВВП. Поэтому всегда ясно, когда безработица добровольная, а когда — вынужденная.
С другой стороны, издержки инфляции могут быть недооценены, так как трудно оценить издержки, связанные с неопределенностью темпов инфляции, в результате которой агенты отказываются от принятия решений.
В то же время выигрыш от борьбы с безработицей моет быть большим, но временным (пока выпуск не достиг потенциального уровня). Издержки от возникающей при этом инфляции могут быть в каждом периоде незначительными, но суммарный их эффект оказывается существенным, так как в новом долгосрочном равновесии темпы инфляции будут постоянно выше прежнего уровня. Поэтому при принятии решений о про ведении стабилизационной политики надо сопоставлять приведенные издержки инфляции с текущим выигрышем от снижения уровня безработицы.
Практика показывает, что активное использование бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики сталкивается с большими трудностями из-за существования лагов в ее проведении.
Под лагом экономической политики понимается время, которое проходит между моментом осознания необходимости проведения этой политики и моментом, когда она дает конкретный результат. Обычно считают, что этот лаг является суммой внутреннего и внешнего.
Внутренний лаг представляет собой время, которое проходит с момента осознания потребности в экономической политике до момента начала ее осуществления.
Внешний лаг — время, которое проходит с момента начала осуществления экономической политики до момента, когда она приносит результаты.
С точки зрения внутреннего лага денежная политика имеет несомненные преимущества. Проведение этой политики требует только решения Центрального банка. Изменение бюджетно-налоговой политики может занять несколько месяцев, поскольку требуется решение правительства и его утверждение законодательными органами, после чего указ подписывает президент.
С точки зрения внешнего лага, с одной стороны, преимущество имеет бюджетно-налоговая политика, так как она влияет непосредственно на производство. Кредитно-денежная политика обладает большими внешними лагами. Ее воздействие на экономику опосредованное, оно связано с изменением процентных ставок, которые, в свою очередь, влияют на инвестиционные решения. Однако эти решения пересматриваются не сразу, так как планируются заранее. Поэтому результатов кредитно-денежной политики можно ждать довольно долго.
С другой стороны, как было показано ранее, сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики зависит от соответствующих мультипликаторов. Поэтому выбор конкретной формы политики очень сложен, поскольку при ее проведении следует учитывать как лаги, так и мультипликаторы.
Из-за перечисленных проблем экономическая политика может быть применена, когда тенденции уже поменялись. Другими словами, политика против спада может начаться в момент, когда экономика уже вышла из рецессии. Тогда она будет чрезмерно стимулироваться. И наоборот, ограничительная политика начнет оказывать воздействие на экономику после прохождения пика подъема. Тогда ее следствием может оказаться усиление спада.
Сторонники пассивной экономической политики указывают на существование автоматических стабилизаторов, которые позволяют стимулировать или ограничивать рост ВВП без применения специальных управляющих мер. В качестве таких стабилизаторов обычно рассматривают системы подоходных налогов и социального страхования.
Действительно, объем собираемых подоходных налогов возрастает в период подъема и оказывает, таким образом, ограничитель ное воздействие на совокупный спрос, что сдерживает чрезмерный рост ВВП. Аналогично сокращение во время спада объема собираемых налогов автоматически оказывает стимулирующее воздействие на экономику и препятствует развитию рецессии.
Во время, рецессии объем страховых выплат по безработиа увеличивается, что автоматически стимулирует экономику. В период бума снижение этих выплат ограничивает совокупный спрос. Это приводит к сглаживанию циклического подъема.
Действие автоматических стабилизаторов, по мнению сторон ников пассивной политики, обеспечивает быстрое восстановление равновесия без дополнительного вмешательства государства.
С проблемой существования лагов тесно связана проблема несовершенства информации о текущем состоянии экономики и результатах проводимой экономической политики.
На продолжительность внутренних лагов влияет, в частности, то, что агрегированные данные собираются достаточно редко Поэтому для принятия решений о проведении экономическом политики используются так называемые опережающие показатели. Речь идет об индикаторах, предупреждающих о наступлении очередной фазы экономического цикла.
В качестве примера можно назвать величину запасов, цены на акции, объем заказом. реальные запасы денежных средств, объем кредитов и др. Зачастую изменение этих показателей вызывает необходимость формирования соответствующих мер экономической политики ;ю поступления отчетных агрегированных данных о состоянии экономики. Таким образом управляющие органы стараются снизим. продолжительность внутреннего лага. Тем не менее оценка эффективности экономической политики затруднена из-за того, что длина внутреннего и внешнего лага в точности неизвестна.
Кроме того, существует неопределенность в оценке результатов политики:
Так, например, политика спиженияналогов, направленная на стимулирование потребления и тем самым совокупного спроса, может привести к увеличению сбережений, в то время как потребление останется неизменным. Реакция экономических агентов на снижение налогов зависит от способа формирования ожиданий и временного горизонта, на котором принимаются решения. Возможные последствия такой политики подробно обсуждались (см. равенство Рикардо).
Зависимость последствий экономической политики от способа формирования ожиданий породила так называемую критику Лукаса.
Суть критики Лукаса заключается в необходимости учета при проведении экономической политики не только текущих ожиданий, но и обратного влияния на ее результаты изменений этих ожиданий (петля обратной связи).
Положительный пример критики Лукаса — соотношение потерь и результата при адаптивных и рациональных инфляционных ожиданиях.
Традиционное соотношение потерь и результата при проведении ограничительной кредитно-денежной политики может быть существенно снижено и даже сведено к нулю, если экономические агенты формируют свои ожидания рационально .
Пример отрицательного влияния ожиданий на экономическое развитие — история введения инвестиционного налогового кредита для стимулирования совокупного спроса во время рецессии. Фирмы знают, что обычно при спаде правительство вводит инвестиционный налоговый кредит, поэтому при появлении признаков рецессии они приостанавливают инвестиции, ожидая налого- вых льгот. В результате инвестиционный спрос падает, что усу- губляет рецессию.
Ожидания оказывают существенное влияние на экономиче- ское поведение. К тому же их очень трудно измерить и точно оп- ределить, как они изменятся под воздействием экономической политики. Это обстоятельство также затрудняет проведение ак- тивной экономической политики.
Закон убывающей предельной полезности (Law of diminishing marginal utility) – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.
Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.
Естественная монополия (Natural monopoly) — отрасль, в которой монополист действует с позиции минимазации долгосрочных средних издержек (long run average cost, LAC), где проникновение новых производителей приводит к падению эффективности производства за счет исчезновения эффекта масштаба. Иными словами, деятельность одного производителя более эффективна из-за наличия фактора экономии от масштаба, обеспечивающий рост производства.
Для такой отрасли наиболее эффективным является такой масштаб производства, который наиболее близок к количеству выпуска по которому предьявляется спрос при любой цене товара.
Экспансионистская фискальная политика (Expansional fiscal policy) – это мероприятия правительства, направленные на увеличение правительственных закупок или сокращение чистых налогов либо с целью выхода из спада, либо с целью создания предпосылок для переизбрания правительства.
Во втором случае фискальная политика является источником инфляции, поскольку благоприятными условиями для переизбрания правительства обычно считается период подъема со снижающимся уровнем безработицы.