Определение менеджмента (Management) – это профессиональная деятельность квалифицированных менеджеров, которая осуществляется в целях достижения максимально положительных результатов в хозяйственной деятельности фирмы путем рационального использования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Процесс, который состоит из таких этапов как планирования, организации, руководства и контроля. Подобное разделение менеджмента на этапы впервые было предложено Генри Файолем в 1914 г. Он разделил менеджмент на пять основных стадий: планирование, организация, командование, координация и контроль. Сегодня командование и координация соединены в одну стадию — руководство.
Формально процесс контроля может быть представлен в виде цикла, состоящий из трех главных частей:
Кроме того, необходимо помнить о том, что определенные стандарты, устанавливаемые для контроля, должны быть увязаны с целями организации. Хорошая информационная система является основой эффективного контроля. Компьютеры позволяют получать необходимую информацию, но с их помощью нельзя разрешить все проблемы.
Необходимость менеджмента заключается в необходимости постановки организационных целей и определении путей их выполнения, координации всех ресурсов, необходимых для выпуска продукции, организации дела, позволяющей наилучшим образом раскрыться возможностям людей, корректировки действий там, где в этом существует необходимость. Таким образом, задача менеджера заключается в том, чтобы видеть и знать, как выполняются поставленные задачи.
Характерные черты, отличающие менеджмент высшего качества от просто хорошего (по мнению бизнес-гуру Тома Питерса и Роберта Уотермена):
Информационная система управления (Management information system, MIS) – это система обработки данных, предназначенная для снабжения внутренней и внешней информацией, необходимой для принятия решений на всех уровнях менеджмента.
В отличие от простой системы обработки данных, информационная система имеет более широкую базу сбора данных, более сложную систему обработки и больший объем выдаваемой информации.
Делегирование (Delegation) – это передача части какой-либо определенной работы подчиненным.
Делегирование приносит положительные результаты при наличиии взвешенного сочетания ответственности, полномочности и подотчетности в отношении передаваемой работы со стороны подчиненного. Делегирование ответственности подчиненному означает, что он ответственен за разрешение определенной проблемы.