Продукт (Product) – это то, благодаря чему происходит удовлетворение потребностей покупателей, путем предложения его на определенном рынке.
В определении понятия продукта могут являться как различные товары, так и разнообразные услуги, а также то, что можно транспортировать из точки А в точку В, и то, на что покупатель сам приходит посмотреть. Нужно отметить, что разные государственные учреждения и некоммерческие организации, в свою очередь, тоже создают собственный продукт.
Продукты классифицируются по типу покупателя, которому они предназначены, и путям, по которым они поступают к покупателю.
В наиболее общем виде продукты разделяются на два вида:
Например, потребительские товары по данным официальной статистики включают в себя:
По способу покупки потребительские товары делятся на:
Промышленные товары, в свою очередь, состоят из капитальных товаров (средств производства), а также расходуемых товаров (оборотных средств).
Процесс создания продукта называется развитием продукта и включает в себя следующие стадии:
Источником идеи о создании нового продукта являются возникающие на рынке пожелания покупателей, а также внутрифирменные исследования.
Максимального результата можно достичь использовав два данных источника.
Отбор идей, который необходим для избегания дальнейших издержек на идею и развитие продукта, который возможно никому не понадобится.
Анализ. Бизнес-анализ необходим для проверки идеи на возможный объем продаж продукта, прибыль от продажи, издержек.
Дизайн начинается с создания физической формы продукта. Решения о позиционировании, торговой марке, упаковке также относятся к этой стадии.
Тест-маркетинг. Его целью является проверка реакции потребителя на отдельной части рынка на продукт. На этой же стадии проверяется реакция потребителя на распространение продукта, на рекламу, на цену.
Коммерциализация означает, что продукт готов поступить тому потребителю, который желает его приобрести.
Период, в течении которого новый продукт по порядку проходит через этапы зарождения, роста, зрелости, а также упадка называется жизненным циклом продукта.
На схеме представлен классический жизненный цикл. Разные товары находятся на разных его стадиях. Компакт-диски только входят в использование, а проигрыватели обычных пластинок находятся уже в стадии упадка. Но необходимо помнить, что не всегда продукт идет в своей жизни по классической схеме.
Бывает так, что, казалось бы, полностью исчезнувший вид продукта начинает снова завоевывать свои прежние позиции. Примером может служить жизненный цикл механических часов с кукушкой, которые уже несколько столетий находятся на рынке, то исчезая, то появляясь.
Микромаркетинг (Micromarketing) – это процесс выявления нужд потребителей, а также способов удовлетворения данных нужд посредством выбора нужной стратегии.
Микромаркетинг является важной частью деятельности не только фирмы, стремящейся получить прибыль, но и госучреждений и некоммерческих организаций.