Маркетинговая информационная система (Marketing information system, MKIS) – это целая система мероприятий, направленная на сбор, обработку и предоставление полученной информации, которая необходима при принятии важных для бизнеса решений при организации процесса маркетинга.
Данная система может существовать не только в компьютерном варианте. Для мелких предприятий наиболее выгодным может быть вариант ведения простой картотеки. Крупные организации в сборе данных о потребностях потенциальных покупателей также не часто могут использовать компьютеры, прибегая к более простым вариантам.
Маркетинговая информационная система предприятия включает в себя четыре части, первые две из которых обязательны для любой организации, как большой, так и мелкой. Две последний части необязательны для мелких организаций.
Данная часть включает информацию о внутрифирменных потоках, издержках, продажах, прибылях, потерях и т.п.
Данная система включает проведение мероприятий по мониторингу рынков, отвечая на такие вопросы как: что покупают, какова доля рынка, приходящая на продажи конкурентов и т.д.
Эта система подразумевает изучение конкретных проблем процесса маркетинга, таких как причины резкого снижения продаж какого-либо продукта и пр.
Данная система подразумевает аналитические и математические методы сбора и обработки информации и требует наличия и использования менеджерами организации компьютеров.
Цель функционирования | ||||||||||
Предоставить информацию с заданными свойствами для принятия управленческих решений | ||||||||||
Задачи | ||||||||||
Выявление информационных потребностей пользователей информации | Отбор источников информации | Формирование базы данных | Передача информации в нужном объеме определенному кругу пользователей | |||||||
Ресурсы | ||||||||||
Специалисты, обладающие квалификацией в области сбора, обработки и анализа информации | Методические разработки приемов работы с информацией | Оборудование | ||||||||
Источники информации, посредством которых получают информацию о внутренней и внешней маркетинговой среде | ||||||||||
Источники первичной информации | Источники вторичной информации | |||||||||
Технологии | ||||||||||
Планирование, организация и контроль сбора информации | Планирование и организация обработки информации | Анализ информации | Организация и контроль информационных потоков | |||||||
Продукт функционирования МИС | ||||||||||
Базы данных: о состоянии внутренней среды фирмы, о состоянии микро- и макросреды фирмы | Отчеты маркетинговых исследований |
Маркетинг (Marketing) – это процесс выявления и дальнейшего удовлетворения потребностей.
Ограниченный масштабами отдельно взятой организации, данный процесс формирует такое понятие как микромаркетинг. Если же процесс осуществляется для общества в целом, то формируется понятие макромаркетинга.
Макромаркетинг (Macromarketing) – это процесс, с помощью которого производственный потенциал экономики используется для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Макромаркетинг охватывает также, как и микромаркетинг, не только частные фирмы, производящие товары и услуги для извлечения прибыли, но и государственные учреждения и некоммерческие организации. Налоги, например, перераспределяют часть экономического богатства из частного сектора в сектор, удовлетворяющий общественные потребности.
Канал сбыта (Distribution channel) – это цепь нескольких фирм, которые принимают участие в покупке и продаже продукции по мере их продвижения от производителя к потребителю.
Цепь включает производителя, пользователя и посредников в лице либо оптовых, либо розничных продавцов. Посредники, которые обеспечивают физический сбыт, но не являются ни продавцами, ни агентами, такие, например, как железная дорога, не являются частью канала сбыта.