Теория игр в экономике

Теория игр (Game theory) – это теория поведения продавцов или, иными словами, игроков в условиях, когда принимаемые решения одного из них незамедлительно влияют на решения остальных. Наиболее общим и простым примером теории игр может быть случай экономической войны между какими-либо двумя продавцами, ведущейся за рынок сбыта с помощью снижения цены. Каждый продавец будет снижать цену на свой продукт в ответ на снижение цены его конкурентом. В упрощенном случае результатом, при котором цены конкурентов совпадут, будет ноль. Эта ситуация отражена на графике 1.

Теория игр в экономике

Несколько иным примером является ситуация, представленная с помощью платежной матрицы, показанной на графике. 2. Как мы видим, матрица образована двухсторонней таблицей, состоящей из четырех квадратов, каждый из которых представляет результат самостоятельно принятых решений каждого из двух продавцов.

Платежная матрица

Квадрат А показывает начальную стадию конкурентной борьбы двух продавцов, каждый из которых при цене в 10 денежных единиц получает прибыль в размере 100 тыс. Решение продавца № 2 снизить цену принесет ему 200 тыс. прибыли при цене в 5 единиц, но его конкурент потеряет при этом 100 тыс. (квадрат В). Такого же результата добьется и продавец № 1, действуя аналогичным образом (квадрат С).

В результате, конечным итогом их совместных действий станет положение, которое уравняет их статус по отношению друг к другу (квадрат D). Это положение, называемое равновесием Нэша (Nash equmbrium), принесет каждому из них нулевую прибыль. Таким образом, конечным результатом эгоистических, самостоятельных решений каждого из продавцов будет результат, который вреден им обоим.

Иными словами, самостоятельные решения каждого из продавцов в конкурентной борьбе «невидимой рукой» А.Смита приводят их к нулевой прибыльности, что полезно в целом для общества, но не совсем выгодно для отдельного продавца. Отсюда следует важный вывод — только путем сговора, тайного или открытого, продавцы могут добиться наиболее прибыльного для себя результата, который представляет квадрат А.

Отсюда становится ясно, насколько важно для общества отсутствие барьеров для вступления в конкурентную борьбу как можно большего числа конкурентов-продавцов, в том числе и иностранных. Теория игр была разработана Джоном Нейманом и Оскаром Моргенштерном в их книге «Теория игр и экономического поведения», вышедшей в 1944 году («The Theory of Games and Economic Behavior», 1944).

Похожие статьи
Производство (Manufacture) — это любая деятельность человека, направленная на процесс преобразования имеющихся ресурсов в необходимые блага, предназначенные для удовлетворения потребностей, как непосредственно, так и опосредованно через создание капитальных благ. Процесс производства состоит в потреблении производственных ресурсов. В широком смысле слова производство представляет создание полезностей, превышающих полезность используемых ресурсов. Производство можно рассмотреть как последовательность действий, благодаря которым ресурсы (сырье и материалы, труд, капитал и земля, управленческий талант) превращаются в конечную продукцию, в товары и услуги.
19 ноября

Ординалистская (порядковая) теория полезности (Ordinal utility theory) является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистская (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.

19 ноября
Кардиналистская (количественная) теория полезности (Cardinal utility theory) рассматривает полезность с субъективной точки зрения и оперирует при определении количества полезности абсолютными величинами. Предпочитая тот или иной товар, потребитель через механизм цен (цена является мерой) заставляет производителя выпускать товар, пользующийся спросом. Анализ поведения потребителя позволяет углубить анализ спроса, в основе которого лежит предельная полезность товара.
19 ноября

Мотивация (Motivation) — это процесс побуждения самого себя и других к деятельности через формирование различных мотивов поведения.

Мотивом является побудительная причина, которая дает повод к активной, производительной, творческой и плодотворной работе. Формируется путем воздействия менеджмента на работника через его реальные цели, потребности, интересы, систему ценностей, жизненные установки и ожидания.

Мотивация возникает в случае наличия неудовлетворенных потребностей.

13 ноября