Мотивация (Motivation) — это процесс побуждения самого себя и других к деятельности через формирование различных мотивов поведения.
Мотивом является побудительная причина, которая дает повод к активной, производительной, творческой и плодотворной работе. Формируется путем воздействия менеджмента на работника через его реальные цели, потребности, интересы, систему ценностей, жизненные установки и ожидания.
Мотивация возникает в случае наличия неудовлетворенных потребностей.
На схеме представлена связь мотивации с потребностями, действием и удовлетворением.
В системе побудительных мотивов различных категорий работников есть своя специфика. Например, специфическими мотивами поведения специалистов считаются: ориентация на профессиональный рост, накопление знаний. Менеджеры ориентированы на должностной рост, на поддержку имиджа, самоутверждение. И в целом менеджмент исходит из того, что, по высказыванию немецкого специалиста Э. Цандера, "наемные рабочие стали сознательнее и влиятельнее", вырос их интеллект, а вместе с этим усложнились их потребности (как известно, мотивация может основываться на стремлении к удовлетворению простых потребностей: в пище, жилище, безопасности; и более высоких: самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление).
Современный менеджмент реализует систему принципов микросоциального управления: принцип "гуманизации производственных отношений", предполагающий сплочение работников всех уровней в целях процветания фирмы; принцип "делового партнерства", требующий учета индивидуального потенциала каждого работника; принцип "экономического децентрализма", согласно которому каждое звено фирмы представляет собой самостоятельную административно-хозяйственную единицу.
Эти принципы реализуются через социально-экономическую политику фирмы, основными направлениями которой являются:
Информационная система управления (Management information system, MIS) – это система обработки данных, предназначенная для снабжения внутренней и внешней информацией, необходимой для принятия решений на всех уровнях менеджмента.
В отличие от простой системы обработки данных, информационная система имеет более широкую базу сбора данных, более сложную систему обработки и больший объем выдаваемой информации.
Делегирование (Delegation) – это передача части какой-либо определенной работы подчиненным.
Делегирование приносит положительные результаты при наличиии взвешенного сочетания ответственности, полномочности и подотчетности в отношении передаваемой работы со стороны подчиненного. Делегирование ответственности подчиненному означает, что он ответственен за разрешение определенной проблемы.
Вертикальная координация (Vertical coordination) – это метод координации работ подразделений организации, основанный на указаниях, направляемых по командной цепочке.
При вертикальной координации работ, менеджер координирует работу своих подчиненных и, в то же время, его работа координируется с работой параллельных подразделений его начальником. Таким образом, чем выше звено управления, тем более широкую картину оно видит.