Номинальная ставка процента (Nominal interest rate) — это рыночная процентная ставка без учета инфляции, отражающая текущую оценку денежных активов.
Реальная ставка процента (Real interest rate) — это номинальная ставка процента минус ожидаемый уровень инфляции.
Например, номинальная процентная ставка составляет 10% годовых, а прогнозируемый темп инфляции — 8% в год. Тогда реальная ставка процента составит: 10 - 8 = 2%.
Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.
Неприятие риска (Risk aversion) – это выбор заранее известного результата существующему риску выиграть больше, или не получить ничего, даже при условии, что математическое ожидание будущего выигрыша равно математическому ожиданию будущего проигрыша.
Неприятие риска или отношение рисков, как правило, является основной формой поведения большинства людей, стоящих перед выбором рисковать или не рисковать.
Нарушения рынка (Market failures) – это деформации рыночного ценового механизма, которые приводят его в состояние неэффективного распределения ресурсов.
Самыми важными нарушениями рынка являются внешние воздействия и полное отсутствие совершенной конкуренции.
Монопсония (Monopsony) – это такая ситуация, когда на рынке существует лишь один покупатель и множество продавцов.
Если монополия – это некий феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует лишь один продавец, то в случае монопсонии, власть над ценой принадлежит существующему в единственном числе покупателю.
Особые заслуги в исследовании данного рынка принадлежат английскому экономисту Д. Робинсон. Принято считать, что понятие «монопсония» введено в научный оборот именно Д. Робинсон, однако, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Б.Л. Халварда, который подсказал ей данный термин.
Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Отличительные черты монополистической конкуренции
Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.
Кривая спроса (Demand curve) (D) — графическое изображение взаимосвязи между рыночной ценой и количеством, которое по этой цене покупатели будут согласны приобрести данный товар.
График кривой спроса
Кривая спроса иллюстрирует закон спроса.
Кривая производственных возможностей (кривая трансформации) (Production possibility curve) — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
Примеры кривой производственных возможностей
Кривая предложения (Supply curve) (S) — графическое отражение взаимосвязи между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, которые будут предлагать на рынке производители.
Кривая предложения иллюстрирует закон предложения.
Кривая Лоренца (lorenz curve) — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.
Как построить кривую Лоренца
Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Кривые безразличия широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора. При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя.
Коэффициент эластичности предложения (Coefficient of supply elasticity) — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение в их цене. Наиболее часто используемой для подсчета является формула:
Формула коэффициента эластичности предложения
Карта изоквант (Map of isoquant) представляет собой набор изоквант, каждая из которых иллюстрирует максимально допустимый объем производства продукции при любом данном наборе факторов производства. Карта изоквант является альтернативным способом изображения производственной функции.
Смысл карты изоквант аналогичен смыслу карты кривых безразличия для потребителей. Карта изоквант схожа с контурной картой горы: все большие высоты показаны посредством кривых.
Капитал (capital) — это все имеющиеся производственные фонды, к которым относятся здания и сооружения, оборудование, инструменты, инфраструктура, а также товарно-материальные запасы, с помощью которых осуществляется производство других товаров и услуг.
В классической политэкономии капитал - это один из трех факторов производства, наряду с землей и трудом.
Индекс Лернера (Lerner index) — применяется для расчета степени монопольной власти в экономической теории, названного так в честь английского экономиста Аббы Лернера, рассчитавшего данный индекс в 1930-е г.г.
Индекс монопольной власти Лернера
Индекс Герфиндаля (Herfindahl index) (H) — индекс для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли, который показывает степень концентрации рынка, или, другими словами, уровень влияния на рынке одной или нескольких фирм. Для n фирм индекс будет рассчитываться следующим образом:
H = S12 + S22 + … + Sn2
где H – индекс Герфиндаля;
S1, S2, ..., Sn – доли фирм на рынке (%), определяется отношением объема поставок фирмы к объему всего рынка.
Изокоста (Isocost) — линия, показывающая все имеющиеся варианты сочетания двух факторов производства, при которых совокупные расходы на их приобретение будут равны.
Линия изокоста
Изокосты являются одновременно и линией бюджетного ограничения и линией равных издержек фирмы.
Изокванта (Isoquant), равноколичественная линия (isoquantity line) — кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.
Кривая изокванта
Наклон изокванты выражает зависимость одного фактора от другого в производственном процессе. При этом увеличение одного фактора и уменьшение другого не вызывает изменений в объеме выпускаемой продукции.
Излишек потребителя (Consumer’s surplus) — это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить (P1), и той суммой, которую он реально уплатил (P).
Величина излишка потребителя представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму потребительского излишка.
Земельный налог (Land tax) – это налог на доходы с земли.
История земельного налога
Имеет отличительную черту по отношению к налогообложению других факторов производства, отмеченную еще в XIX веке американским экономистом Генри Джорджем, заключающуюся в том, что налог в виде ренты, установленный на доходы с земли, не приводит к сокращению объема производимой на земле продукции и, следовательно, не приводит к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию. Вызвано это тем, что земля имеет абсолютно неэластичное предложение. Поскольку кривая предложения вертикальна, налог будет сокращать только лишь размер получаемой землевладельцем ренты. При этом предполагается, что прекратить сдачу земли в аренду он не может, конкурируя с другими землевладельцами на рынке предложения земли.
Законы Энгеля (Engel’s laws) – это закономерности, отражающие изменения структуры расходов домашних хозяйств и отдельных личностей исходя из динамики роста получаемого ими дохода.
Закономерности были открыты прусским статистиком и экономистом XIX в. Э. Энгелем. Данные законы также называют «качественными схемами поведения». Согласно открытым законам по мере увеличения дохода экономических агентов общее потребление всех имеющихся благ будет расти, но в неодинаковых пропорциях. Например, по мере увеличения дохода, расходы на продовольственные товары будут возрастать, но с параллельным переходом от менее качественных к более качественным продуктам питания. В общем объеме расходов доля продовольственных товаров будет уменьшаться при возрастании расходов на такие общественные блага, как путешествия, отдых, сбережения.
Закон убывающей предельной полезности (Law of diminishing marginal utility) – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.
Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.
Естественная монополия (Natural monopoly) — отрасль, в которой монополист действует с позиции минимазации долгосрочных средних издержек (long run average cost, LAC), где проникновение новых производителей приводит к падению эффективности производства за счет исчезновения эффекта масштаба. Иными словами, деятельность одного производителя более эффективна из-за наличия фактора экономии от масштаба, обеспечивающий рост производства.
Для такой отрасли наиболее эффективным является такой масштаб производства, который наиболее близок к количеству выпуска по которому предьявляется спрос при любой цене товара.
Дифференциация ставок заработной платы (differentiation of wages) — явление, присущее рынку труда которое проявляется в присутствии неконкурирующих друг с другом групп работников.
Например, такие высокооплачиваемые профессии (в странах с развитой рыночной экономикой), как врачи, юристы, летчики, не являются конкурентами для профессий не требующих специального образования или подготовки.
Для обеих групп различны ставки заработной платы и эластичность предложения. Ставки заработной платы для высокооплачиваемых профессий очень высокие, а эластичность предложения как правило низкая. Соответсвенно, для профессий не требующих специального образования наоборот.
Временное предпочтение (Time preference) – это присущая всем людям тенденция предпочитать потребление в настоящее время потреблению в будущем.
Означает, что предельная или дополнительная полезность единицы какого-либо блага, существующего сегодня, больше чем дополнительная полезность единицы этого блага, которое будет в будущем. В связи с этим, чтобы уравновесить эту тенденцию, мы должны в будущем получить больше благ, чем то количество, которым мы жертвуем в настоящее время. В процентном измерении отношение того количества благ, которое заставит нас пожелать пожертвовать единицей блага, существующего сегодня, будет называться коэффициентом временного предпочтения. Оптимальное использование капитала будет свидетельствовать о равенстве коэффициента временного предпочтения норме прибыли на капитал.
Валоризация (Valorisation) – это проводимые государством мероприятия по повышению стоимости капитальных благ.
Термин впервые был введен и использован в своем критическом анализе политической экономии Карлом Марксом. По-немецки пишется как «Verwertung» или «Kapitalverwertung» и переводится зачастую по разному: «реализация капитала», «создание прибавочной стоимости», «саморасширение капитала» или «увеличение ценности».
Бюджетное ограничение (budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Бюджетная линия (budget line) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.
Благо (Good) — это какой-либо предмет, который может быть материальным и нематериальным, способный удовлетворить существующие потребности, свойственные потребителям или же может быть использованным для определенных целей производителем.
В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов (труд, капитал, земля) к человеческим потребностям, а также создание тех благ, которые удовлетворяют различные потребности людей. Все эти потребности удовлетворяются не только теми продуктами, которые были созданы в процессе производства.
Блага Гиффена (Giffen goods) — блага (товары), спрос на которые может возрастать по мере роста их цены, что бывает возможно в тех случаях, когда эти блага занимают слишком большую долю в потребительском бюджете, который слишком мал. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения.
Например, повышение цены на картофель, который в бюджете составляет основную долю, приведет к тому, что ничего другого семья не сможет себе позволить и полностью перейдет на потребление картофеля, несмотря на то, что его цена возросла. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен, изучая ценообразование в Ирландии.
Бифляция (Biflation) – это состояние экономики, где процессы инфляции и дефляции происходят одновременно. Изначально термин был введен доктором Осборном Брауном, являвшимся старшим финансовым аналитиком инвестиционной компании Phoenix Investment Group.
Во время процесса бифляции растут цены на биржевые товары, которые приобретаются в рамках основного долга, и, одновременно, снижаются цены на товары, преимущественно приобретенные в кредит.
Биметаллизм (Bimetallism) – это валютная система, денежно-кредитный стандарт, при которой ценность денежной единицы эквивалентна определенному количеству двух видов благородных металлов (обычно золото и серебро). При такой системе устанавливается фиксированная процентная ставка обмена этих двух металлов.
Некоторые экономисты восприняли биметаллизм как непостоянную систему. По их мнению, изменения в обмене между золотом и серебром приводили к значительным колебаниям денежной массы и появление золотого стандарта было неизбежным событием, что и произошло в последующем.
Асимметричность информации (Asymmetric information) – это ситуация, когда одним участникам рынка доступна важная информация, а другим заинтересованным лицам – нет.
При анализе рынка с высокой конкуренцией, обычно, создается абстрактная модель со всеми присущими ей условностями. Предполагается, что на таком рынке информация распределена симметрично, т.е. все участники обладают одинаковым доступом к ней. Неопределенность полностью отсутствует, что позволяет использовать имеющиеся средства и ресурсы наиболее эффективным способом.